Слово «Бог» отсутствует в Конституции США, документе, который возводит если не стену, то, по крайней мере, ограду между церковью и государством. Надпись "In God We Trust" («Мы верим в Бога») появилась на американских монетах в XIX веке, но уже в начале ХХ столетия президент Теодор Рузвельт, заказав Августу Сент-Гадену дизайн новых монет, к своему счастью, не обнаружил закона о чеканке надписи на монетах. Одному священнику, огорченному перспективой лицезреть, «безбожные» монеты, Рузвельт разъяснил, что поскольку он лично не одобряет подобные художества, то таких надписей и не будет: «чеканка данного девиза на монетах... не только не приносит никакой пользы, но и однозначно вредна». Его возражения были не столько конституционными, сколько эстетическими – фраза обесценивала и принижала веру в Бога, которую должна была провозглашать. «За всю жизнь я никогда не слышал, чтобы кто-либо отзывался почтительно об этом девизе на монетах или давал понять, что он ведет к высоким помыслам, - писал президент. – Существование подобного на монетах является постоянным источником шуток и нелепостью».
Конгресс, будучи крайне религиозным, сделал девиз обязательным.
Похожий спор сейчас идет по решению апелляционного суда США девятого округа, признавшего фразу «under God» («перед Богом») в «клятве верности» неконституционной.
Клятва была написана в 1892 году Фрэнсисом Беллами, бывшим священником-баптистом, в честь празднования 400-й годовщины того, что политически-некорректные предки американцев назвали открытием Америки Колумбом. Беллами был христианским социалистом, преданным идеалам кооперативного содружества. Его социалистическая критика капитализма с кафедры привела к насильственному лишению сана, и вскоре после этого он вступил в «The Youth's Companion» («Друг молодежи»), когда-то известный детский журнал, который и напечатал его «клятву верности» 8 сентября 1892 г.
В 1931 году, в День государственного флага, незадолго до смерти, Беллами сказал, что клятва «родилась благодаря моей любви к флагу и возвышенному американизму, который он представлял». Позже две поправки были внесены в текст. В 1924 году «мой флаг» стал «флагом США», а в 1954 году Конгресс поменял слова «единый народ» на «единый народ перед Богом».
Эта второе изменение было принято для четкого разграничения богобоязненных американцев и коммунистов-безбожников, как будто во времена МакКарти это было нужно. «С этого дня, - сказал, подписывая закон, президент Дуайт Эйзенхауэр, - миллионы наших школьников ежедневно будут провозглашать... преданность нации и народа Всевышнему». Возражения Рузвельта были забыты.
Беллами «был бы резко против изменений, потому что они меняют весь смысл, - считает его внучка, Барбара Беллами Райт. - Он считал, что слова «единый народ» говорят о том, что после гражданской войны нацию уже не разделить», а упоминание Бога «рушит весь замысел и поэтику».
После решения суда началась кампания за возвращение к тексту, который был близок американцам на протяжении почти шестидесяти лет. Добавление «перед Богом» приравнивает патриотизм к религии и исключает агностицизм, атеизм и многие другие верования.
Что касается Конституции, то более полувека назад (в 1943 году) Верховный Суд объявил неконституционным закон, требующий от детей отдавать салют флагу под клятву верности.
Следует ожидать, что следующий шаг для тех, кто идентифицирует патриотизм с религией будет попытка изменить конституцию, добавив туда само Божественное присутствие.