" - Кто такой будда ? - В тебе он, во всяком случае, не живет. - А как насчет животных ? - А в них живет. - Тогда почему же его нет во мне ? - Да потому , что ты спрашиваешь “ Из разговора патриарха Дзен-буддизма Секито и буддийского монаха Седая Эро. Согласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение , на выход из греховного жизненного пути (сансары) и погружение в блаженство нирваны. Многие буддийские секты путем к спасению провозглашали аскетизм и пассивное самосозерцание , иные считали достаточным истовую молитву , поклонение святыням , но были и такие , что мобилизовывали разум и волю человека для неустанного труда во имя высшей цели. Приверженцы тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный способ достижения "трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". В их мистическом учении о Высшем разуме были заложены богатые возможности самосовершенствования. Тантризм создал теорию перехода от обычного "ограниченного" сознания смертного к "просветленному" сознанию йога , а далее к сознанию святого (бодхисаттвы) и Будды. На практике усердные занятия помогли многим адептам обрести себя , до конца раскрыть свои индивидуальные способности. Прежде всего, это относится к мастерам всех видов воинских искусств , которые посредством йоги достигали высшей степени совершенства в своем деле , подключая "энергетику" организма к чисто техническим познаниям. Тантризм , или " тайное учение ", именующийся также "учением о трех таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма , который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и Путь малой колесницы (Хинаяна). При ближайшем рассмотрении становится очевидно , что все мистические флюиды , отголоски оккультизма и черной магии , пронизывающие кэмпо и другие воинские искусства в ареале распространения буддизма , берут свое начало в "тайном учении". Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом , различия были весьма существенны , и на их почве возникло немало своеобразных сект. Говоря упрощенно , если верующий буддист любого толка почитает Будду и бодхисатв , придерживается обычных обрядов и читает сутры Махаяны , то последователь "тайного учения" видит мир в образе магического круга (мандала) , читает заклинания , доступные лишь посвященным , отправляет многочисленные загадочные церемонии в узком кругу единомышленников и поклоняется наиболее таинственным божествам буддийского пантеона. Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7-8 вв. тантризм размежевался на два направления : тантризм Левой и Правой руки. Первое , известное также под названием ваджраяна , укоренилось в Тибете и впоследствии дало богатый урожай парапсихологических и оккультных феноменов. Ваджраяна характеризуется крайним экстремизмом и сексуальными оргиями , связанными с культом женских божеств. В Китае и Японии получил распространение тантризм Правой руки , значительно более умеренный и проповедующий культ мужских божеств. Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение Единого достигается равно медитацией , заклинаниями и конкретными физическими акциями. В свою очередь , Единое имеет свою манифестацию в телесном , физическом мире ("Телесная мандала") и в трансцендентном , метафизическом мире - иначе говоря , в "Алмазном мире" ("Алмазная мандала"). Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр , произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества. Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических сил , экзорсизм. Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Отголоски учения о мантрах легко обнаружить в теории цюань-шу , кэн-до , аики-до , карате. Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет "прорастания семян-биджа" , заключенных в созвучии. Тем самым устанавливается единство между мыслью и словом , которые сопровождаются сакральным жестом. Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги. Например,все звуки заклинания соотносятся с определенными цветами : ом - белый , ма - синий , ни - желтый , пад - зеленый , ме - красный , хум - черный. Цвета перекликаются с соответствующими стихиями и силами в природе. Пальцы рук , сложенные в мудру при произнесении заклинания , также отождествляются с цветами и символическими звуками. Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа. В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А , У , Э , И . Нередко грозные стражи ворот в буддийских храмах , запечатленные в характерных позах кэмпо , "произносят" (судя по форме губ) священные изначальные звуки. В них , по убеждению старых мастеров , кроется секрет концентрации энергии (ки - аи) , мировой вибрации , ритма движений. Отсюда и легенды о мастерах кэмпо , умевших парализовать противника боевым кличем. Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество. Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и духа.
От совершенствования сознания к движущей мысли и развитой апперцепции Боевые искусства имеют целью физическое и умственное совершенствование. Содержание этих двух главных видов подготовки должно быть тесно связано между собой. Развитие первого и второго должно осуществляться одновременно, *с тем чтобы в конечном итоге достичь высшей степени координации действий между телом и умом. Совершенствование тела и совершенствование ума влияют друг на друга и неотделимы одно от другого. "Совершенствование ума", "совершенствование духа", "пестование естества" и "совершенствование сознания" определяются в настоящее время как разные уровни духа жизни и глубинной психологии. "Совершенствование тела", "совершенствование телосложения", "совершенствование жизненности" и "совершенствование энергии" принадлежат к разным уровням и аспектам того, что современные человек понимает под взаимосвязью материальных компонентов человеческого тела. Поскольку и совершенствование тела, и совершенствование ума неотделимы от совершенствования сознания, то мы будем временно использовать здесь термин "совершенствование сознания", как включающий в себя оба этих понятия.
В свое время было проведено много успешных научных экспериментов в области развития тела человека, но большинство из них сводились к физическим упражнениям в условиях обычного состояния психики. Если же говорить о совершенствовании сознания посредством боевых искусств и об условиях функционирования тела человека, управляемого соответствующим образом, то на настоящий момент каких-либо серьезных научных результатов весьма немного, а их содержание ожидает своего теоретического и практического развития, создания необходимых условий для их научного анализа и объяснения, которое могло бы удовлетворить современного человека. Чтобы имеющиеся данные обрели надежную опору, необходимо их объяснение и комплексное изучение с позиций современной науки, древней китайской философии, китайской медицины, цигун и боевых искусств.
Возникает резонный вопрос: если база для научных исследований настолько мала, то о каком "научном совершенствовании сознания" может идти речь? На этот вопрос можно ответить так: без дискуссий невозможно обобщить существующие на сегодняшний момент данные и создать необходимые предпосылки для проведения современных научных исследований.
Мы отдаем себе полный отчет в том, что для современной науки и современного человека "совершенствование сознания" в боевых искусствах - это целина, очень плодородная, но с трудом поддающаяся освоению. Тем не менее, в сфере индивидуальной физиологии она уже дает богатые плоды.
Совершенствование сознания занимает чрезвычайно важное положение в теории и практике боевых искусств. Оно пронизывает как начальный этап подготовки, так и содержание боевых искусств высшего уровня. Совершенствование сознания - это стержень и квинтэссенция техники и теории боевых искусств. Отказ от него равносилен лишению боевых искусств живой души и самих основ техники и теории. Боевые искусства без совершенствования сознания превратятся во всего лишь "внешние упражнения" низкого уровня с присущими им частными особенностями внешнего характера, ничем не отличающимися от любого другого вида единоборств.
Внутренние и энергетические упражнения в боевых искусствах неотделимы от "тренировки сознания". Без прохождения через процесс совершенствования сознания внутренние и внешние упражнения будут не способны обеспечить продвижение на более высокие уровни эффективности занятий и духовных состояний.
Совершенствование сознания - не только необходимая составная часть боевых искусств, но и ключевая проблема для исследований в этой области. Она требует большого внимания, глубокого проникновения и тщательного изучения. Она должна стать объектом специальных исследований и изучаться с помощью системного подхода.
Выявить сущность боевых искусств можно лишь тогда, когда будет вскрыта их природа. И только тогда можно будет говорить о придании боевым искусствам современного характера и их широкой популяризации в обществе. Только в этом случае станет возможным понимание человечеством истинного значения китайских боевых искусств и будет обеспечено их существование в будущем. Можно даже предсказать, что совершенствование сознания станет наиболее тонким инструментом, который позволит осуществлять научный поиск во многих областях, лежащих на стыках наук.
В пользу такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, непрерывно совершенствуется научная техника. Во-вторых, экспериментально доказано существование особого сознания у конкретных мастеров боевых искусств и цигун, достигших соответствующего уровня и завершивших совершенствование сознания, которое является данной в ощущениях реальностью, хотя и не всегда имеющей однозначное объяснение.
Что еще более ценно, во многих научных трактатах, относящихся к классическим философским текстам, литературе по китайской медицине и цигун, можно обнаружить немало материала, который можно использовать для углубления в предмет изучения.
Наша задача в отношении этого специфического научного и культурного наследия состоит в том, чтобы выработать новую методологию, встав на конструктивный путь сочетания древнего и современного, собственного и иностранного, и за счет этого осуществить прорыв в теории и научных исследованиях.
В области взаимодействия с современной научной общественностью нашей задачей является, прежде всего, осуществление наглядной систематизации, упорядочение традиционных теорий и практических результатов с привязкой этого к современной науке и адаптация к современной терминологии настолько, насколько это возможно. Необходимо осуществить соответствующую интерпретацию этих теорий, "перевести" их, если можно так выразиться, на современный язык.
Существует множество школ боевых искусств высокого уровня, но все они, в конечном итоге, неизменно стремятся к одной цели, хотя и разными путями. Поэтому в этом смысле обо всех боевых искусствах Китая можно говорить как об одной школе. Когда мы заводим речь о боевых искусствах высшего уровня и, в частности, о совершенствовании сознания, оказывается, что употребляемые нами понятия, несмотря на то, что в разных школах они выражаются по-разному, тем не менее несут одну и ту же смысловую нагрузку, имеют одно и то же содержание.
Поэтому подробное обсуждение проблем, связанных с совершенствованием сознания, будет весьма полезным и с той точки зрения, что позволит преодолеть различные сектантские предрассудки, сформировавшиеся в процессе исторического развития, и избежать ненужных споров. Сектантство является огромным препятствием для сохранения и объяснения сущности боевых искусств, для их распространения в мире. Всем Серьезным мастерам боевых искусств известно, чтО все китайские боевые искусства представляют собой одну школу. Мы также твердо уверены, что только сегодня, когда древняя и современная наука и философия устанавливают контакты и начинают объединяться, стало возможно сломать искусственно воздвигнутые сектантские барьеры.
Спокойствие.
Во всякой рукопашной схватке, независимо от того, насколько силён и многочислен противник, следует сохранять ясную голову и хладнокровие. Гнев, волнение, а тем более страх вызывают такие последствия, как забывание отработанных тактических схем, нарушение ориентации в обстановке, ухудшение техники выполнения базовых элементов. Надо помнить, что каждый человек, даже самый сильный, имеет уязвимые места. Но для того, чтобы поразить его в такое место, требуется в первую очередь спокойная уверенность в себя. Вступая в схватку, надо мгновенно оценить силы противника и окружающую обстановку, выработать на основе этой оценки план действий, немедленно реализовать данный план со всей решительностью и смелостью. План обязательно должен включать следующие моменты: - Цель схватки (задержание противника, его нейтрализация или уничтожение, собственное отступление); - Используемые средства боя (т.е. оружие, подручные предметы, конкретные базовые элементы); - Тактика ведения боя (наступательная, оборонительная, яростная, изматывающая, маневренная). Естественность позиций и передвижений.
Строго говоря, для боя подходит любое положение тела. Однако это не исключает такого понятия, как боевая позиция, или стойка. Она должна быть в одно и то же время естественной (т.е. не вызывать излишнего напряжения) и удобной для осуществления любых защитных и атакующих действий. В наибольшей мере указанным требованиям отвечает борцовская стойка. Ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, колени слегка согнуты, руки согнуты в локтях и находятся в положении готовности к захвату, ладони раскрыты, большие пальце на уровне глаз. Торс обращён грудью к противнику и слегка наклонён вперёд. Подбородок опущен, взгляд с низу. Из такой позиции удобно, не меняя её (на что в ближнем бою часто нет времени) бить как правой так и левой рукой, обеими ногами, а также локтями, коленями и головой. Удобно хватать и бросать, проводить болевые приёмы, блокировать, перемещаться в любом направлении. Иначе говоря, эта стойка является универсальной, потому что она позволяет выполнять любой технический элемент вне зависимости от дистанции боя. Способы передвижения в бою каждый боец отрабатывает в процессе тренировок. К числу основных способов относятся мелкие и широкие шаги, рывки, прыжки, перебежки. Нельзя сказать, что какой-то из них идеален. Любой хорош только в определённой ситуации, в определённый момент боя. Важно избегать двух крайностей: нельзя стоять на одном месте столбом, нельзя подпрыгивать на носках подобно боксёру на ринге. Жесткая схватка с несколькими противниками, к тому же вооружёнными, не имеет ничего общего с рингом. Отвлечение внимания противника.
Отвлекая внимание противника, удаётся провести свой приём внезапно и с максимальным результатом. Известны несколько основных способов отвлечения внимания: - Демонстрация мирных намерений. Средствами в этом случае является мимика и голос, спокойная речь, улыбка, выражение благодушного настроения, симпатии к противнику и т.д. - Привлечение внимания к постороннему предмету. Средства здесь - мимика и речь. Например, обращение к человеку, якобы появившемуся позади противника; взгляд, движение головы и возглас, демонстрирующее удивление или радость при виде того, что якобы происходит вне поля зрения противника. Тем самим удаётся выиграть инициативу и провести свой приём. - Привлечение внимания к себе. Средства: голос (например, шепот, вынуждающий противника подойти ближе либо наклонится); изменение позы (например, закрыть лицо руками, схватиться за живот, опустится на колени, отвернутся в сторону); мимика (например, выражение притворного страха). Цель подобных действий в том, чтобы противник утратил бдительность и открылся для атаки. - Крик. Громкий внезапный крик, особенно с угрожающими интонациями, практически всегда влечёт за собой непроизвольную (т.е. инстинктивную, независящую от сознания) реакцию, проявляющуюся в остановке движения, либо в нарушении координации. Крик позволяет перехватить инициативу и контрактовать. - Использование подручных предметов. Имеются в виду средства ослепления противника (песок, грязь, смесь махорки с молотым перцем), а также метание в лицо или в руки (с криком "держи") мелких предметов (например, головного убора, портсигара, стакана и т.д.). В результате опытный боец может выиграть несколько мгновений, достаточных для успешного проведения приёма. Сокращение дистанции.
Существуют три основные дистанции боя. Это дальняя, или сфера действий ногами (2-3 шага); средняя, или сфера действий открытой рукой и кулаком (1-2 шага); ближняя, или бой вплотную (в обхват и без обхвата). Вырубить на дальней дистанции человека многократно битого, к тому же находящегося в состоянии психического возбуждения либо нетрезвого почти невозможно. Выход один - сократить дистанцию, чтобы поймать на захват, а затем бросить на землю или взять на болевое удержание. Наиболее мощные удары (основанием кулака, локтем, коленом, головой) тоже требуют ближней дистанции. Базовая матрица.
Наиболее часто используемая комбинация элементов базовой техники включает в себя удар ногой (в сочетании с уклоном или сбивающим блоком), захват рукой (руками) и затем либо бросок, либо болевой приём. Главным оружием является бросок любым средством, не обязательно через себя, можно толкать от себя с постановкой задней подножки, сбивать на землю подсечкой и т.д. Хороший бросок на жёсткую поверхность по своей травматичности превосходит многие удары ногами и руками. Ведь человек, не умеющий падать (таких подавляющее большинство) в результате падения получает сотрясение всего тела, а не в одной точке как при ударе. Кроме того, резкий переход из вертикального положения в горизонтальное делает положение противника весьма уязвимым. Первые одну, две секунды после падения невозможно увернуться от добивающих ударов ногами. Тем боле невозможно после хорошего броска непринуждённо вскочить на ноги и броситься в контратаку. Открытая рука.
Проведение захватов с переходом на бросок или на болевой приём требует использования открытой руки. В то же время открытая рука позволяет наносить разрушительные удары в уязвимые места человеческого тела (в глаза, горло, ключицу, солнечное сплетение, половые органы, суставы рук и т.д.). Имеются в виду удары основанием ладони, ребром ладони и пальцами. Чтобы избежать вывиха и перелома пальцев, рекомендуется плотно прижимать их друг к другу (бить пучком пальцев) либо пускать в ход большие пальцы рук. Что касается кулака, то наилучшим считается рубящий удар его основанием ("кулак - молоток"). Правильная защита.
Всякий бой сочетает в себе атакующие и оборонительные действия. В рукопашной схватке первый же пропущенный удар может оказаться роковым, особенно если он нанесён вооружённой рукой. Это не боксёрский ринг, где можно пропустить сильный удар, потом восстановиться и выиграть матч. Главные требования к правильной защите следующие: - Своевременность, то есть ни слишком рано, ни слишком поздно. Так, блокировка и уклонение наиболее эффективны в те моменты атак противника, когда он из-за инерции уже не может ни изменить траекторию, ни остановится, ни вернуться в исходное положение. - В результате защитных действий боец должен занять позицию, удобную для проведения им контратаки. - Средствами правильной защиты являются в первую очередь повороты корпуса, уклоны, нырки, приседания, отклонение траектории атакующих конечностей, и только в исключительных случаях можно защищаться жёсткой подставкой под удар своей руки, ноги, корпуса.
Между спортсменом и воином огромная разница. Чем же они отличаются друг от друга? Гораздо проще сказать, что у них общего, потому что, всем остальным они как раз и отличаются. Общие, частично, цели: и воин, и спортсмен, как и любой мужчина, хочет быть смелым, совершенствовать свое тело, уметь защищать себя, своих близких, стать мастером того уровня, до которого он способен дойти. Первое – стать физически сильным и освоить боевые искусства; второе – получить власть над своим телом, выполняя различные упражнения и комплексы.
Отличия гораздо сильнее по своей основе. Если взять спортсмена, то его отношение к боевому искусству, в большинстве случаев, заканчивается тогда, когда он выходит за пределы спортивного зала. Он становится обычным человеком, который иногда тренируется в спортивном зале. Для воина, это образ жизни. Воин – это следующая ступень развития человека. Это человек, который хочет быть сильным во всех своих проявлениях, хочет получить власть не только над своим телом, но и над собой и своей судьбой. Воину необходима, прежде всего, внутренняя сила. Физическая подготовка для него, это одна из значимых возможностей укрепить силу духа, повысить свое мастерство. Боевые искусства для воина (тренировки, поединки) это ситуации, где все его личные качества и способности могут быть проверены, отточены до совершенства, а затем применены для достижения поставленных целей.
Путь Воина
Первая задача для того, кто решил стать Воином, обрести внутреннюю силу. Внутренняя сила предполагает, что человек хочет быть личностью, хочет сохранять покой и самообладание в любой, даже самой экстремальной ситуации. Когда другие теряют голову, он способен думать, брать ответственность на себя, управлять, четко действовать, т.е. побеждать сложившиеся обстоятельства, предвидеть последствия. Внутренняя сила предполагает достижение абсолютного бесстрашия перед лицом опасности, так как страх парализует волю. Бесстрашие – никаких эмоций, максимальная мобилизация всех своих внутренних ресурсов для того, чтобы найти правильное решение и наилучшим образом его реализовать.
Вторая задача – оценить образ жизни, на что человек тратит время, свои силы, так как Путь Воина – это Путь Чести. Он живет достойно или теряет достоинство? Его Душа чиста, в ней горит огонь или ему периодически тошно? Воину нужно, чтобы внутри горел огонь, Душа была чиста и, чтобы, ему не было стыдно за свою жизнь. Воину очень важно, с кем и каким образом он общается, чтобы это были не просто товарищи (собрались на тренировку, разошлись), а духовное братство, друзья, которые могли бы идти с ним по жизни. Чтобы в любую минуту, по первой просьбе или без нее, могли бы прийти на помощь, если в ней есть потребность.
Третья задача – понять, какие техники и тренировки необходимо использовать. Одних физических упражнений мало. Воин понимает, что есть Душа, что мир – это энергия. И он старается понять, как открыть тайники энергии своей Души, как пробудить сверхчувствительность, сверхсилу, как управлять своей энергией. Он это ищет с помощью самовнушения, медитации – это один из его основных и очень мощных инструментов.
На подготовку современных спортсменов наука расходует огромные силы и средства. Тем не менее, ни одному из спортсменов не под силу то, что делают отдельные, редко встречаемые, мастера восточных единоборств: их способности позволяют сделать свое тело неуязвимым даже для холодного оружия, при необходимости уменьшать вес своего тела и т.п. Все это невозможно без целенаправленной работы с энергией в медитации.
Для воина важно все. И подготовка воина начинается с того, во что он верит. Большинство людей недооценивают силу убеждения. А работает она достаточно просто. Еще в библии сказано: «Каждому по вере его». То, о чем человек думает, можно разделить на 2 большие сферы: что он думает о внешнем мире и о себе. Знания об окружающем мире могут быть самые разные. В конечном итоге, они складываются в общую картину и ведут к основным выводам: мир прекрасен (и у людей, у конкретного человека есть будущее) или мир ужасен (и никакого будущего нет). Если мир прекрасен, то, несмотря на все катаклизмы, трудности, он идет от примитивного общества к всё более совершенному (люди становятся умнее). Если человек верит в хорошее, он имеет шанс пользоваться покровительством сил Света и получать огромное наслаждение от жизни. Когда у человека оптимистический взгляд на жизнь, то состояние его Души автоматически становится радостным. В противном же случае, оно достаточно подавленное: если человек верит в плохое, он не может быть сильным, не может наслаждаться жизнью, его цели направлены на месть, со всеми вытекающими кармическими последствиями.
Первое – знания о мире: то ли мир плохой, то ли он нормальный и в нем каждый может найти свое место. Знания о мире определяют круг возможностей, доступных для человека. И, в идеале, глядя на этот мир, сильный человек может получить состояние всемогущества – он считает, что все возможно, перед ним миллионы дорог, любая цель достижима, но за нее нужно заплатить свою цену. И он уже сам принимает решение, готов ли два дня или три месяца, а может быть и всю жизнь, идти к цели. Состояние всемогущества – это, когда человек понимает, где он изначально находится (возможности, условия), что у каждой цели есть своя цена и любой результат зависит от качества и количества затраченных усилий. Это то, во что верит Воин. При печальном взгляде на жизнь, человек запирает себя в клетку, для него в жизни нет выхода, он не может сменить работу, изменить свои привычки и негативные убеждения. Он обречен оставаться практически неизменным и, по сути дела, не жить, устремляясь вверх, а бегать по кругу, находясь в одних и тех же ситуациях, состояниях, переживаниях, разговорах, однообразно проводить свою жизнь.
Для достижения состояния воина, необходимо раздвинуть рамки своего восприятия окружающего мира, чтобы в конечном итоге, прийти к любви к этому миру. Восхищаться возможностями, которые существуют для каждого человека, нашедшего соответствующий взгляд на мир – жить, любить, развиваться, творить. Первое отличие – Воин нашел свой Путь и свою систему духовных знаний.
Второе – что человек думает о себе. Здесь самые разные варианты. Самый печальный – ничтожество, когда человек не верит в себя и считает, что кто угодно способен достичь чего-то в жизни, но только не он, а ему остается ходить ниже травы или мстить всему человечеству за свое ничтожество. Это человек с заниженной самооценкой, который считает, что жизнь не удалась, он плохой, слабый и ничего хорошего не заслуживает. Воин же – человек не питающий иллюзий относительно жизни и себя. Он прекрасно понимает: как бы высоко он не поднялся, всегда найдется кто-то сильнее и умнее его. Как бы низко он не упал, всегда будет множество тех, кто слабее его. Поэтому, для него первоочередную ценность имеет сам Путь, движение вверх, а награды на этом Пути говорят о том, что он действует правильно. Он идет по своему Пути достойно: не соглашается на сделки с совестью, правильно все рассчитывает и делает, и это подтверждается жизнью.
Часть подготовки воина – это спорт. Когда спортсмен хочет, чтобы каждое его движение во время поединка было не только ритмически правильным, а чтобы это был всплеск, взрыв, выброс энергии в нужный момент, он задумывается над тем, как этого достичь, как это соответствует его природе. Здесь не обойтись без использования внутренних техник. С помощью таких техник, спортсмен добивается, например, максимального расслабления, которое является залогом возможности максимального выброса энергии в нужный момент. Когда человек задумывается над этим, то все, что он делает, приобретает новое качество. Например, известно, что при падении человека с высоты, его восприятие вдруг замедляется и картинки, при приближении к земле, медленно наезжают на человека. Это измененное состояние сознания, которое позволяет даже самый быстрый удар видеть, как бы, в замедленной съемке и продумывать наилучшие варианты. Воин с помощью медитации может осваивать такие сложные состояния сознания. Если спортсмен не овладеет техникой медитации, он никогда не сможет управлять таким состоянием сознательно.
С чего лучше начать? Достижение любой значимой цели предполагает серьезность намерений и усилий, которые затрачивает человек. Поэтому, если спортсмен хочет стать Воином, нужно запастись терпением и найти ту систему знаний, которая поможет ему стать Воином. Один из простых вариантов – найти соответствующую духовную эзотерическую школу, где есть системные представления о мире, формирование самооценки, постановка целей, возможность освоения техник самовнушения и медитации, что поможет совершенствовать психоэмоциональную и энергетическую подготовку. Второй вариант – самостоятельно искать самые сильные ответы на жизненно важные вопросы, осознавая ценность убеждений, которые делают человека сильным, психологически неуязвимым (у него на каждый вопрос есть свой ответ) или слабым (его легко вывести из себя). Нужно самому, по книгам, журналам, находить установки, чтобы взять их себе на вооружение (например: кто я, почему живу, как к чему относиться).
Третье, если человек самостоятельно пытается совершенствоваться, то нужно начать осваивать азы медитации, т.е. обучаться максимально возможному расслаблению.
Чэнь Чжаокуй. О бое (тайцзицюань). Тренируйтесь упорно, но не истощайте свои силы. Тренируйтесь правильно, не используя ложных методов. Исход боя в значительной степени определен силой духа. Однако, одной силы духа не достаточно. Необходимы очень качественные навыки боя. Храбрый боец с первоклассными навыками - тигр с крыльями. В обучении, как предполагается, мы, будем скоординированы и гибки в каждом отдельном движении форм. Мы должны очень хорошо овладеть движениями. Мы должны быть способны разряжать энергию подобно автоматическому оружию. Удар должен идти по самой короткой траектории. Движение должно быть быстрым, мощным, жестоким (fierce), и точным. Требуется такие качества, которые позволяют вести бой с сильным противником. Интенсивное обучение - единственный способ приобрести эти качества. Внимание отслеживает в движении быстрое и медленное, закрытие и открытие, удар жесткий, как сталь, а перемещения изменчивы, как вода, будь расслабленным и текучим, упругим и резким. Акцент лишь на медленных движениях ведет только к медленным ударам (боевым техникам), которым противник может противостоять без труда. Но и акцент лишь на быстрых движениях затрудняет чувствование пути движение ци и удлиняет траекторию движение удара более чем это необходимо. Быть быстрым значит обладать скоростью, созданной через согласованное движение ци. Это - скорость без потери качества. Акцент лишь на плавных, текучих движениях приводит к слабости в боевых действиях, которые не представляют никакой угрозы противнику. "Стальной" удар означает, что жесткость стали проявляется в вашей упругости и резкости, которые являются результатом фансун, и коренятся в, текущих подобно воде, формах. Вышеупомянутые примеры показывают, что необходимо приобрести качество, которое с позволяет свободно переходить от быстрого к медленному, изменятся от твердости к мягкости, от тяжести к легкости, и наоборот. Это качество должно использоваться вашим намерением свободно и без ущербности. Это качество не легко приобретается. Оно приходит после долгих лет упорных, тяжелых тренировок. Тем не менее, упорные тренировки подразумевают грамотность в освоении, иначе Вы ни чему не обучитесь до самой смерти. Цель обучения должна быть ясно определена. Мы не должны уподобляться звездам Пекинской оперы, которые демонстрируют лишь "танец копья". Яркие представления подобные этим годятся для шоу, но бесполезны в боевом применении. Ваше преимущество и неудобство противника После достаточного освоения боевых техник, Вы должны специализироваться в одном или двух методах, которые будут зависеть от вашего телосложения, выносливости, скорости реакции, и других личных особенностей. Например, высокий человек должен сместить акцент на технику "цай", или срыв, и "ле", что означает разделять или возможно "перехват и дрожание". Его удары должны "раскалывать горы", это означает, что они должны быть очень тяжелы. Невысокий человек, должен главным образом нарабатывать методы работы плечом, локтем, и технику ног, чтобы использовать их в атаках нижнего уровня. Он должен быть быстр и проворен. Энергия его ударов должна быть целостна, текуча, и пластична. Он должен использовать стратегию Shan Zhan (уход от главного удара). В классике тайцзицюань сказано: "Уход с линии главного удара делает бесполезной его мощь, которая может свернуть гору. " Эта стратегия наиболее применима к невысоким людям. Для мощного бойца, акцент должен быть на "цай", "ле", "чжоу". Удары должны быть настолько мощны, что первый удар пресекает всё попытки атак со стороны противника. Для проворного бойца, акцент должен быть на обманных движениях. Противник должен быть обманут любым возможным путем и затем повержен за счет молниеносных движений. Для тех, у кого замедленные рефлексы (реакция), акцент должен быть смещен к защитным действиям, то есть, когда противник бьет, удар должен быть блокирован и затем отведен. Помните, что только специализация в одном или двух методах, гарантирует Вам уверенное превосходство и неудобства для противника. Но одна только специализация еще не означает победу. Вы должны знать, как использовать эту особенность в бою. Вы должны уметь скрывать вашу специализацию и использовать эти навыки неожиданно для противника. Это - хорошая мысль, чтобы, используя обманные движения, демонстрировать якобы свои слабые стороны, тем самым, вводя в заблуждение противника, а затем использовать в своих интересах его просчеты. Например, давайте предположим, что Вы хорошо владеете техникой работы ног и быстры в их использовании. Ваш противник ниже Вас ростом. Сначала облегчите вашему противнику возможность атаковать вас по нижнему уровню, к реализации чего, наиболее вероятно, он будет стремиться. Но в это момент, он уже находится в западне, Вы может использовать технику ног, которая мгновенно лишает его возможности вырваться. Сущность этого практического метода заключается в том, что подлинные и обманные движения должны дополнять друг друга, так, чтобы противник не мог определить, какой удар является подлинным и какой пинок является обманом. Естественно, Вы сами должны это знать. Атака самых уязвимых мест В бою, старайтесь быть наблюдательным и быстро выявлять слабые места противника. Только так мы можем повышать свою непредсказуемость (скрывать свои возможности) и понимать, как эффективно использовать это преимущество против слабых сторон противника (это значит "познание противника"). Но если Вы не в состоянии постичь этого, Вы станете излишне суетливым, потеряете скрытность и не сможете планомерно атаковать, раскроете ваши собственные слабые места, и, в конечном счете, проиграете. Ключ к выявлению слабых мест в телосложении, выносливости и скорости реакции противника обнаруживается после нескольких входов в контакт. Потом Вы можете выбрать соответствующую стратегию боя. Избегайте пассивности. В бою, главное состоит в том, чтобы уничтожить врага, забота о собственной безопасности - вторична. Только, нанося поражение врагу можно сохранить себя. Например, ваш противник более высок и перемещается быстро. Ко всему прочему, Вы не столь хороши, как он. Очевидно, Вы - в неблагоприятном положении. Если Вы решите уйти в защиту, Вы дадите противнику возможность действовать более инициативно, позволяя ему в полной мере использовать его сильные стороны. Ни какого другого результата кроме поражения быть не может. Таким образом, с самого начала Вы должны атаковать первым, без предупреждения и со всех направлений. Каждый удар должен быть быстрым и мощным, не оставляя шанса на контратаку и лишая возможности противника использовать его сильные стороны. Тогда, возможно, ситуация изменится от большой вероятности Вашего поражения к Вашей победе. Показать на Восток, ударить на Запад. Чтобы быть уверенным в победе, Вы должны обмануть противника, смутить его, делая обманные движения, вы должны застать его врасплох. Это - важный метод, как добиться преимущества. Это означает, что обманное движение "показывает на Восток"... реальный же удар "приходит с Запада". Чтобы обеспечить эффективность обманных движений, Вы должны скрыть подлинную атаку в ложном движении и заставить противника поверить, что это и есть - реальная угроза. Если ваше обманное движение не будет выглядит реальным, то ваш подлинный удар также не будет эффективным. Например, если ваш левый удар - фальшивка, а правый - реален, то Вы должны сделать все возможное, чтобы привлечь внимание противника к вашему левому удару, убирая его защиту справа и затем немедленно атаковать справа. Чтобы успешно вводить в заблуждение противника, мы должны использовать атаки по различным частям тела противника, наносить все удары так, чтобы они двигались по самой короткой траектории и по наименьшим кругам. Мы не должны сигнализировать о своих намерениях выражением лица. Эти сигналы предупредят противника и могут кончиться неожиданным для нас нападением противника. С другой стороны, мы можем использовать эти сигналы, чтобы обмануть противника. Например, в сначала Вы смотрите на левую сторону (часть тела противника), но удар наносите в правую, тогда как во второй раз Вы может смотреть на правую сторону противника, но и ударять – в правую. Противник, после определения обманного первого удара, будет думать, что скорее всего удар последует слева. Но он может получить удар справа. Это - то, что мы называем: "нападать там, где нет никакой защиты".
Часть первая: Инициатива в процессе зарождения конфликта (базара).
Инициатива в процессе начала конфликта – по моему сугубо личному мнению инструктора С.П.А.С., есть самый важный параметр для обычного человека, не обремененного военным прошлым и специальной подготовкой. Избегание эскалации ситуации, которая может закончиться тем, что лицо окажется разбитым, а душа будет болеть от такой трагедии.
Данный момент требует небольшого пояснения: данная инициатив по-сути имеет логическое разделение на: 1. Инициативу в общении, которая выражается в умении во время распознать напряженность и увести ход разговора в сторону, не дав начаться конфликту 2. Инициативу в процессе словесного конфликта, что означает ведение разговора, не допускающего перехода конфликта в стадию нападения, физического насилия. Умение вести общение, чтобы потушить конфликт словами, считается важным и не распространенным навыком.
Если взять и рассмотреть первый подпункт, то позволю себе рассмотреть - что же нам мешает иной раз не усугубить ситуацию и выйти «сухим из воды».
В корне проблемы лежат наши комплексы, те наносные вещи, что впитаны нами в социуме, идеалы и образные моменты воспитания, школы, определяющие наше мировоззрение. Воспитание, личный опыт, жизненные примеры, социум, книги – все это формирует нас и нашу личность, а также нашу связь с миром. Так будем рассматривать двух парней, как пример: один рос на улице, познавал ее путем разбитых коленей и локтей, с помощью драк с другими парнями из соседнего района, а также узнавая философию улицы от старших друзей, второй же – воспитанный и обычный мальчуган, волею жизни не прошедший «учебу» улицей, возможно из-за того, что не было свободного времени – музыкальная школа, шахматный кружок, а также куча книг от Фенимора-Купера до Вальтера Скотта, воспитываясь на рыцарстве и справедливости. Конечно, я осознано взял антиподы для примера. Но именно расхождение «книжной жизни» и реальной – есть те испытания, которые проходит большинство людей и часто с большой душевной и физической болью.
Так шанс попасть «уличному» парню в дальнейшей жизни в ситуацию, где его будут разводить гопники, очень малы. Чутье усиления конфликта у него уже на уровне интуиции и он знает к чему может привести конфликт (от жизни до тюрьмы и кладбища шаг призрачный). Имея опыт своей жизни за плечами, такой человек будет всячески избегать «качелей», «базара», т.к. сам не раз был участником, когда разговор вдруг переходил в драку, а также возможно и друзья есть мотавшие срок. И вот на этапе зарождения конфликта, даже если словесное напряжение уже есть – «уличный парень» легко это распознает, сможет увидеть опасность и принять решение не усугублять общую ситуацию. Вот и получается, что инициатива будет за человеком прошедшим улицу, наличия ввиду у того опыта и понимания самого процесса конфликта, а также знаний, как себя вести в ситуации агрессии, не говоря об умении использовать ряд «феничек», как в поведении, так и в разговоре, связанных с мимико-поведенческим образом и голосовой активностью совместно с жестикуляцией. Если просто – то жизненный шаблон имеет более гибкие рамки и потому «актер» не обременен сценарием поведения. Забегая вперед, скажу что именно такая мобильность морально-психологических параметров, позволяет реагировать такому человеку наиболее инициативно – но без отрицательных, глубинных эмоций, перерастающих у «интеллигентов» в душевные терзания и травмы.
Если же рассматривать второй тип человека (воспитанного романтика) на этапе общения, то картина будет иметь другой «пейзаж». Как правило, люди, не имеющие опыта на «улице», т.е. в коллективе, где «прописка» (драка) – это норма, где понятия силы и справедливости тождественны и где не зазорно толпой отлупить и главное, где очень разный спектр ощущений: нет баланса в эмоциональном поведении, а дисбаланс является основой – от смеха до слез, от братания до драки, жестко и в кровь. Всего этого не испытавший человек - не имеет защитного механизма, при мгновенном изменении ситуации: от шуточек со стороны компании подростков до оскорблений. У него нет возможности распознать зарождение конфликта и перехватить инициативу. Также, нет нужных знаний, чтобы роспознать надвигающуюся угрозу и главное – отсутствует умение «разговаривать» на уличном языке, не на литературном, а именно уличном, где вовремя сказанная грубая шутка может быть результативное хука в челюсть. И вот мы имеем абсолютно не гибкий фундамент, не готовность не то, что забрать инициативу, даже распознать саму угрозу.
Что же может мешать такому замечательному парню?
Читать книги нужно, это хорошо, но вот считать, что мир книг и наш мир, это одно и то же - преступно. Если же не объяснили такому человеку различия друзья, братья, родители, армия, институт – то получаем: рыцарство, один на один, честь, справедливость, добродетель, совесть и т.д. Конечно же человек, кому дали кирпичом по голове сзади в темном переулке, понимает, что справедливость и один на один, все это сказка. Но получается что вера в честность и модель «книжного» конфликта замещают реализм у человека не имеющего жизненного опыта и основывающегося на «книжном» воспитании. Сталкиваясь на улице с шутливой компанией, этот человек подумать, не мог, что его догонят и ударят по голове бутылкой пива или навалившись всем скопом отпинают ногами. А вот начался разговор – на подколы и прощупывания или возможно на провокацию, что может ответить человек, далекий от реализма улицы, опираясь на воспитание, не имея опыта, но помня, что дуэль, честь и справедливость – был основой «книг» и что важно, всегда добро побеждает зло? Думаю, он среагирует эмоционально и сам спровоцирует ухудшение ситуации. А дальше словесный крик, маты и угрозы, и если клиент замялся и себя не контролирует, то он будет отождествлен с кем, правильно с «лохом-жертвой». Остается только проверить его «очко» - и начинается раскачка, с криком, жестами и угрозами. «Козел траханый» - уже летит в лицо воспитанному человеку, краска лица, гнев, а у крепких мужчин реакция «ты что сказал, да я…» и началось. Удар в в голову, сбивание с ног и дальше уже включаем фантазию. Нет сомнений, что толпа возьмет вверх и кирпич сможет озарить голову ударом. Короче говоря, жизнь наказывает и вот тут впору дать немного советов: • Четко ответь себе, что для тебя превыше всего: здоровье или мнение окружающих людей? Ответь на вопрос: разве есть что-то более важное, чем сохранение себя и своих близких? А теперь запиши последний ответ на вопрос: какие барьеры мешают тебе реагировать оптимально при конфликтах? • Жизнь – это не книжка и правда в том, что есть одно правило – бей, беги, не жалей, лучше казаться психом, чем лохом!!! Сейчас такое время, что нужно знать: • Вечером есть опасность, поэтому лучше всего любую группу на темной улице рассматривать как потенциальных противников • Заранее продумать: кого бить, куда бежать, как вести себя, если будут спрашивать что-либо, стоит ли из жалости говорить с незнакомствами в ночи • Не разговаривай, если не уверен в себе или не подходящее для этого время и место, соблюдай дистанцию безопасности согласно КЛБ С.П.А.С. • Кричат в спину «козел», ни у и что, может «козел» - это красивое и гордое животное. Так что пусть тот, кто кричит – выпускает воздух. • Схватили за руку, побежали, чтобы догнать тебя, замахнулись рукой – вспомни все, что они орали, что дома тебя ждут родные, что ты обязан вернуться сегодня домой живым, и сразу бей, без жалости и сомнений. • Не оценивай кричавших, и оппонентов, не приписывай им каких-либо качеств и твоя инициатива будет всегда выше, чем у противников.
Вторая часть статьи "Бей - первым!"
Инициатива на стадии перехода в нападение.
Рассмотрю два важных момента: • Из-за чего иногда у человека отказывает инстинкт самосохранения, и он пропускает удар, потом валяясь на земле и страдая • Из-за чего замечая, что сейчас что-то будет происходить, не получается завладеть инициативой и ответить противнику превентивно Для начала осознаем общую картину баталии: 1. Словесный конфликт – это общение в зоне досягаемости конечностей, т.е. ближней зоне контакта 2. Общая картина напряженности и настороженности в процессе разговора или развития ситуации 3. Наличие часто жестикуляции и словесных угроз Замечу, что конфликт имеет свою скорость развития – это может быть, как долгая раскачка присущая пьяным людям или быстрые три-четыре слова переходящие в нападение. Отказ инстинкта самосохранения понятен и часто появлялась информация, посвященная данному вопросу, также разбирал и я причины этого в своих статьях. А вот почему не получается завладеть инициативой, хочется подробно расписать. Что же мешает: • Вера в цивилизацию, т.е. часто используем мнение - мы все взрослые люди, и потому всегда можем договориться при необходимости, да и если серьезно, люди в своей массе хорошие, а меня не за что бить, т.к. я ничего не сделал и являюсь хорошим человеком. Получается, что исходная модель восприятия мира строится на догмах, которые не гибкие и часто не являются актуальными для нашей действительности. • Чтобы превентивно начать действовать требуется дать мозгу команду на действие, но тут загвоздка: откуда возьмутся решительность и определение цели действия. Обычный человек не способен представить конкретной цели – т.к. он не знает что делать. Так понимая, что надо что-то сделать, механизм не срабатывает в виду отсутствия конкретного целеуказания: нанести удар в челюсть, в пах, побежать, подбежать, нагнуть, ударить в затылок и т.д. • Отсутствие цели приводит к «простаиванию», к уходу в зону «внутреннего монолога», где идет попытка найти «спусковой крючок» для действий и часто в момент поиска и случается неприятность, прилетает в голову рука или посторонний предмет.
Общий вывод, инстинкт самосохранения у современных людей претерпел изменение и потому отсутствует механизм выбора «бить или бежать». «Бить» - не ясно куда, как, чем и что потом делать, правовые и социальные комплексы не дают сработать данной реакции человека. «Бежать» - не всегда возможно это сделать сугубо из-за потери инициативы действия (стою и смотрю) или морально-психологического восприятия: это же мой город, я здесь живу, я ведь МУЖЧИНА и как обо мне подумают – все это убивает реакцию на «уход». Именно борьба выбора между «беги» или «бей», играет злую шутку с крепкими мужиками, но неопытными в плане безопасности, т.к. пока идет выбор решения – инициатива переходит к противнику. Инициатива забирается еще в начале конфликта или его возможного зарождения, путем наличия такой модели мировоззрения и восприятия опасности, что имеется заранее выбранные «стартовые» реакции на тот или иной «конфликтоген», жест, крик и т.д.
Выбор реакции ответа в контексте ухода от схватки или ведения схватки происходит на основе понимания четкости ЗАДАЧИ.
Отойдем в сторону для понимания вопроса на практике: Приведу простой пример: вы приехали с семьей на отдых, куда-нибудь на речку, место не людное, а тут компания молодых людей человек 7-10, моложе вас, отдыхают поблизости. Что же делать, как себя вести? Ваша инициатива должна строиться на следующих действиях: • Определение возможной угрозы, конфликта • Выбор поведенческой реакции после определения обстановки • Выбор действия: уход от конфликта или ведение конфликта Можно сказать, чего это ты нам пишешь то, что мы знаем и без тебя! Да? Знаете? А зная, соблюдаете ли безопасность? Так грамотный мужчина знакомый с «реалиями» жизни будет следовать приведенным пунктам: для определения возможной угрозы подойдет к группе и скажет «здорово парни»! Для чего это? Именно ответ, вид ответа, атмосфера ответа определит, что же делать дальше. Если же атмосфера не напряжена и контакт установлен «выбор поведенческой реакции» провести легко, можно и пообщаться и просто задать пару вопросов и пожелав хорошего отдыха, вернуться к близким. А вот если что-то не заладилось и ярко чувствуется напряжение и агрессия, то поведенческая реакция в общении предваряет выбор действия, который у сознательных людей будет один – «уход». Имеем итог: 1. Само действие, направленное на контакт с группой молодых людей в виде «привет парни» - есть определение угрозы, проверка ситуации. 2. Атмосфера, словесная форма и наличие жестикуляции определяют выбор поведения с этими людьми и дальнейшее определение выбора действия. 3. Опасность, напряженность, неприятие чувствуется – лучше уехать, «засунув в жопу» свое «я», черный пояс, разряд по боксу и кубок за победу в ножевом турнире, т.к. семья, близкие люди с тобой и нуждаются в тебе.
Теперь снова войдем в тему. Задача наша какая в концепции личной безопасности – выжить, быть здоровым! Какая на хрен правовая сторона или мнение окружающих? У нас два выбора, больше нет: • Бежать, если позволяют внешние условия • Драться, если нет другой возможно, убежать (семья рядом, нет пространства, ранение и т.д.) Напомню пару схем «забирания» инициативы КЛБ С.П.А.С. из своего опыта. Самой действенной моей схемой действий, оказалась схема – серия ударов, вход и шаг влево или вправо с последующей серией ударов. Началась словесная перепалка, чутье подсказало мне, что вот уже секунды до драки, я мобилизовался и после слова «козел», поехало. Мой оппонент нанес удар или два удара, не помню, но я их погасил о свою подставленную голову, сделав шаг назад и наклонив голову чуть вниз. Сразу сделав шаг назад, я ею же оттолкнулся и «стартанул» вперед с 3-4 ударами в голову (кулак-локоть), сблизившись вплотную я, толкнул своего противника чуть назад, я шагнул вправо вбок. В этот момент он видимо мобилизовался или на рефлексе направил усилия противодействия моей атаке навстречу, выкинув руку в удар, заваливаясь в противоход моим действиям. Но т.к. меня уже не было перед ним, я шагнул вправо, он провалился вперед, что привело к достаточной паузе, которую я заполнил еще 3-4 ударами рук, уже находясь сбоку от него. Ввиду того что находясь сбоку, наносить удары можно в любой уровень. И вот будучи инструктором, я знаю, почему вышеприведенная схема получалась всегда. Все просто, рефлекс нашего тела направлен на стабилизацию равновесия и на соблюдение правила «компенсации» - это типа правила «сила действия, равна силе противодействия». Т.е. выталкивая назад своего противника, я, по сути, активировал восстановление его баланса и в момент, когда его тело получило команду противодействовать, я сделал шаг в сторону. Но импульс-команда дана на движение вперед, и противник сначала наклонился, а потом шагнул туда, где я был секунду назад, что привело к созданию паузы, которой я воспользовался, заняв выгодное положение в пространстве. Следующую схему можно назвать «случайный выстрел». В момент словесной напряженности, когда эмоции захлестывают, и чуть остается до драки, а погасить конфликт уже невозможно – наступает момент, когда чувствуешь что теряешь контроль над ситуацией и не знаешь что делать! Вот мой друг, всегда пользовался проверенным способом – он провоцировал противника на атаку. Ситуация, орете, друг на друга, конфликт неизбежен, до драки осталось немного времени, и мой друг совершал резкое, нестандартное для ситуации действие: или поднимал руку, или делал шаг и т.д. Но это было заметное действие, выпадающее из понимания в данной ситуации, и после такого действия всегда следовал или удар или прихват за одежду – что являлось физической агрессией, т.е. нападением, часто противник «сдувался», не решившись на драку, что разрешало конфликт. Если следовал удар, мой товарищ, уже готовый к такому действию, проводил встречный удар с уклоном. Хочу заметить, сто стороны всегда выглядело так, что на него нападали. Так и я, когда чувствовал, что начинаю уступать в «базаре», делал по сути финальное «ПА»: смотрел в глаза, хлопал по плечу или сокрушенно вздыхал со словами «ну и хрен с вами», делал шаг в сторону, ни никогда не поворачиваясь спиной. Почти всегда следовало «куда чмо», вариации разные, и протягивалась рука, чтобы меня задержать, хватая за плечо. Вот тут я со всего разворота делал удар с криком после удара или в момент оного «кто что» или «кого чмом обозвал», переходя в атаку. При наличии группы противников дико хохотал и орал « кого сука чмом назвал»… Всегда получалось или свалить противника или при наличии крепкого коллектива, проведя атаку убежать, т.к. никто не догонял, боясь получить порцию «участия».
Воюшин К.В.
[big]Третья часть…. [/big]
Если идет крик, то у тебя есть шанс – это удар первым. Но в голове всего 2 действия, если ты один – ударил и убежал, догоняют, ближайшего противника снова ударил и опять побежал. Твоя инициатива в простоте действий. А если нет возможности убежать, то перед превентивным ударом – расслабься и выбери 2 цели: так, шея или челюсть, потом коленом в пах и взрывайся серией ударов только в эти зоны, нет возможности ударить в шею, бей в пах или колено, одним из ударов. Вопрос – а когда же атаковать? Правильный вопрос и вот ответ! Представь, что на тебе надет невидимый спасательный круг шириной один метр. Как только ты чувствуешь дискомфорт, то он срабатывает, и твоя задача не дать агрессору преодолеть этот метр. Ты уходишь, а тебя догоняют и тянут конечности к тебе, преодолевая этот круг – все это сигнал для превентивной атаки. Вот он после места преодолел границу твоего круга – для тебя это сигнал – «беги» или «бей». Тренируй реакцию на мешке, на воздух – нарабатывая взрыв ударный действий на этой дистанции. Если идет максимально быстрое сближение, то выставив одну руку вперед, ты сохранишь свой метр безопасности, но так стоять НЕЛЬЗЯ: как дебил с вытянутой рукой. В момент ее касания противником ты или уже стартуешь (стремишься убежать) или проводишь превентивное действие. Никаких сомнений быть не должно. Человек с криками и угрозами пытающийся к тебе подойти – это не друг! Для особо воспитанных людей, есть небольшая неуверенность в своих действиях, что ж, мы несовершенны! Сделай паузу готовности, т.е. выставив руку, дождись движения агрессора и потом уже действую. Но ты готов делать все четко и жестко! 1. Все люди на улице опасны, потому осторожность это не порок. Рассматривай людей как хищников и вечером они все твои противники… 2. Соблюдай свой 1 метр безопасности, по возможности восстанавливай его и в момент угрозы словом или жестом, он тот барьер – после пересечения, которого у тебя нет времени на раздумья. 3. Если коснулись твоего круга безопасности, это спусковой крючок твоих действий – ты уже или бежишь, или уже ударил и провел превентивную атаку. Важное – в момент касания твоего «круга» агрессором – он твой враг. Никакой жалости и никаких мыслей о гуманности. Твоя инициатива в убирании мыслей из головы, кроме мыслей «бей» и «беги», и воспроизведения этих мыслей на деле. «Круг безопасности», его граница на дистанции 1 метр от тебя – это твой сигнал, который запускает нужные механизмы. Всего 3 действия: • Засечь сигнал и бежать • Бежать после превентивной атаки • Атаковать максимально сильно и жестоко Итог: упрощая алгоритм до 3 пунктов, мы вырабатываем механизм отбора инициативы в момент перехода «от слов к делу»! Инициатива во время боя, ее отбор у противника – тема сложная и в тоже время известная всем изучающим РБ. Я делю отбор инициативы на этом этапе или по-нашему «создание паузы» у противника рассматривая три параметра: • Управление дистанцией поражения • Управление плотностью действий • Управление переносом плотности действий по уровням Управление дистанцией поражения – это, на мой взгляд, основа тактической инициативы и означает умение выбрать положение в пространстве так, чтобы быть вне досягаемости от ударов противника и в тоже время, чтобы он попадал под твои удары. Это достигается таймингом и чувством дистанции – проявляется в знании и наработке своей дистанции, на которой максимально эффективны удары, защиты и выхода на эту дистанции. Выходя на свою дистанцию, начинает работать принцип плотности действий. Так на удар и шаг противника, вы, имея чувство дистанции, можете выполнить серию действий. Работая серией действий рук и ног, да еще управляя атакой по уровням: от головы до коленей, результат будет продуктивным, в плане самозащиты. Есть понятие навал действий, многие его понимают как бездумное кидание ударов и что-то вроде действий дворовых драчунов. Но все кто на улице дрались, включая любых спортсменов и боксеров и кикеров и т.д., помнят, что именно встречный курс, есть тот процесс приобретения или потери инициативы. Попробую объяснить, как работает навал действий на встречном курсе, т.е. успешное ведение уличного боя. Управляя дистанцией поражения, как своей, так и противника, боец занимает такие положения в пространстве, где его действия более плотные и результативные., а действия противника идут по касательной, без убойности, вскользь. При такой ситуации самые известные действия – это встречный удар и удар вразрез. Представьте, что противник пробивает два прямых удара, а вы чуть делая пол шага в сторону тоже пробиваете удары, но чуть наклонившись, принимая его удары вскользь, он стабилизируется и опять бьет, вы же снова пол шага и принимаете удары, вскользь не прекращая свои действий. Я просто обрисовал картину встречного боя. Если абстрагироваться - то отбора инициативы дистанцией похож на схему, когда боец то приближается к противнику, находясь вне зоны поражения, но оставаясь в тоже время на дистанции своей атаки (максима эффективной атаки). Конечно, это тяжело – но к этому и надо стремиться. Советы от меня по теме: Чтобы драться успешно – надо драться «просто», никаких сложных схем, вычурных ударов, максимально удобные для себя действия. Но это все понимают, а вот как только подходим к простому, то сразу начинаются сложности у бойцов, они не готовы к воспринимать простые вещи… Пример №1. Удар рукой – что может быть проще, думается. А вот и нет! Оказывается, тяжело осознать, что в удар надо шагать, не подниматься на ногах, заваливать тело в сторону удара, не прогибать поясницу и что самое трудное – обычный шаг ногой и удар рукой никак «не клеятся»! Почему-то бойцам понятнее миллион сложных движений, скрутов тела от бедра до корпуса и толчки ногой о землю, чем взять и нанести удар с шагом. И так во все, но копать надо в глубину, и потому рассмотрим саму суть, а не частные примеры. Сложность имеет корни в психологической сфере, и кроется в этих 3 страхах:
1. Страх – получить по лицу 2. Страх – неуверенности в своих действиях 3. Страх – отсутствия цели и задачи в схватке Т.е. основная масса бойцов НЕ ЗНАЕТ, что такое схватка или имеет неверное представление о ней! Ребята, схватка – это когда вы получите в той или иной мере «звездюлей» однозначно, но вот только будете ли вы лежать в больничке или будут, ваши оппоненты там находится - это уже ваш ВЫБОР, именно то, что определяет задачу – ВЫЖИТЬ! Теперь «о простом»! Какая задача в драке – лишить противника агрессивной составляющей, т.е. заставить его отказаться от своих действий!!! Как это сделать? 1. Нанести ему физический вред 2. Нанести психофизическую травму (испугать – как вариант) 3. Заставить отказаться от задуманного (наличие ножа, пистолета, спец средств или товарищей за плечами) Конечно п.3 – идеализированный, но вот п.1 и п.2, как правило, идут всегда вместе. Ну, так все просто, теперь вперед к победе!!! Ах да, не определились с технической составляющей схватки. Теперь открываю тайну небывалую!!! Если мы говорим о выполнении п.1 и п.2, что есть реализм, то все наши технические действия будут направлены на: 1. Лишение противника позиционного пространства и инициативы - Выталкивание - Рывки за одежду - Удары и толчки 2. Выбор оптимального положения возле противника, увеличивающего результативность своих действий - Уход вбок - Нырок под руку - Занятие положения исключающего использование расширенного арсенала действий ЕСЛИ ЭТО суммировать, то получиться – КТО ПЕРВЫЙ СОЗДАЛ «ПАУЗУ» - тот и ПОБЕДИЛ!
Пример №2. Войдя в противника на его атаке, и вытолкнув противника – вы создали «паузу», т.к. в неустойчивом состоянии невозможно ни ударить, ни сделать чего-либо. Пробовали наносить удары, пятясь назад или «болтаясь» влево-вправо? Нет силы, нет точности, нет опоры – требуется время, чтобы обрести баланс. И в стратегическом смысле, создание «психологической паузы» - это попросту «КТО КОГО НАПУГАЕТ, ОБМАНЕТ, ВВЕДЕТ в СТУПОР»! Сделав это с физическими действиями, мы получаем преимущество!!!
На улице основа – это применение ударов! Не борьба и огневая подготовка, а удары, причем очень частые и повторяющиеся….. Удары руками и ногами в комплексе – достаточно серьезный инструмент в схватке, но если этот инструмент заточен под уличные условия, с учетом времени года и географического положения – это грозное оружие бойца. Основная сложность в том, что наши руки с ногами не хотят «дружить» - умение действовать ими вместе, синхронно, одна из важнейших задач. Фактически – этот навык совместного использования являет-ся ключевым! Что понимаем под навыком совместного использования? Умение переходить от ударов руками к ударам ногами и, наоборот, с минимальными паузами – это и есть навык совместного использования! Т.е. чем меньше пауз после выполнения того или иного удара – тем больше уровень бойца. В С.П.А.С. – это называется кумулятивным эффектом, т.е. навык непрекращающихся действий перетекающих из одного в другое… Все слышали, что опасен не сильный удар, а удар, нанесенный во время, т.е. в «паузу» противника! Вы ударили рукой, если ваша боевая система достаточно универсальна и имеет в арсенале различные ударные комбинации, то возможно вы нанесете еще один удар, но не более трех ударов и далее что – пауза!!! Пауза – это бич бойца на ринге и смерть на улице, кто контролирует паузу противника, тот победитель или выживший. «Если ты не заполнишь своими ударами паузу – значит, эту паузу заполнит противник!»
Конечно умение «заполнять паузу» ударами не единственный навык, если рассматривать глобально, то заполнение паузы – это часть навыка «заполнения пространства» действиями, но это пока сложно и вернемся к ударам.
Аксиома проста – чем больше степеней свободы у твоих конечностей, тем меньше пауза при переключениях от одного действия к другому. Что имеется ввиду - техническое выполнение ударов, их нарабо-танность на уровне рефлексов, а также уверенность в результативности ударов, уменьшают паузу и увеличивают степень свободы конечностей. В С.П.А.С. – большое количество ударов руками и много «корявых» ударов ногами, но «корявость» обусловлена простотой выполнения, что значит, будет уменьшать паузу в схватке.
Вернемся на землю – руки ноги будут бить, толкать, наносить вред противнику! Удары ногами важны и потому что сильны, с учетом обуви и потому что именно они первыми могут дотянуться до противника. Применение ударов руками – это ключевое действие – понятно почему, мы на руках не ходим.
Основная задача донести вектор удара до противника так, чтобы он прошел не по касательной и был нанесен во время. Если с паузой и понятно, хоть чуть-чуть, то с чувством временем не очень! Во время – это значит сделать так, чтобы удар попал в цель! Как же так сделать? А все просто в теории, но сложно на деле – выйти на дистанцию удара и нанести удар или серию ударов. Так что мы будем рассматривать дистанцию, как параметр влияния на паузу. Но дистанция неразрывно связана с уровнями, т.к. удар в корпус и в голову может производиться с разной дистанции, поэтому дистанцию и уровни боя рассмотрим подробнее позже!
Если закончить введение в тему по ударам, то можно заметить, что статическое нанесение ударов, с большой кучностью и с минимальными паузами это всего на всего начальное умение, которое не дает полного навыка! Только полное выполнение действий в передвижении, с контролем дистанции и уровней боя, и, конечно же, с минимумом пауз – навык профессионального использование рук и ног в ударах! И еще немного о «паузе»! Что это такое: вот вы нанесли прямой удар и после него отдернули руку для другого удара, вот это и есть «пауза» в динамике ударов, а если еще вы запнулись, чуть замерли или стали менять положение тела, то «пауза» очевидна… НО я пишу о простом и понятном виде «паузы», ударили и вернули руку после удара для замаха! В С.П.А.С. мы пошли по-другому, рука не возвращается назад, а переходит или на другой тип действий – толчок, прихват или наносим другой удар с обязательным вложением веса тела в действие… Не понятно – ну и замечательно, главное я попытался раскрыть решение вопроса «паузы» у нас… Воюшин К.В.